Архив
Золотов О. В., Романовская Ю. В.
Математическое моделирование верхней атмосферы Земли: аспект обеспечения транспортной инфраструктуры
DOI: 10.21443/1560-9278-2016-4-774-779
Аннотация. В настоящее время растет значимость спутниковых навигационных систем для решения разнообразных прикладных задач в различных отраслях экономики и государственного сектора России. С 2001 г. в соответствии с Федеральной целевой программой планово развивается отечественная глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС. В работе приведены примеры применения ГЛОНАСС в различных секторах транспортной системы России, включая автомобильный, железнодорожный и водный транспорт. Любая навигационная система (или система определения координат) имеет свои погрешности вычисления местоположения объекта, связанные с различными факторами. Особое внимание в работе уделяется погрешностям, связанным с учетом свойств среды распространения спутникового навигационного сигнала (т. е. преимущественно ионосферной составляющей задержки сигнала). Величина ошибки позиционирования возрастает в высоких широтах, что обусловлено особенностями (наклонением) орбит спутников навигационных систем и свойствами высокоширотной ионосферы, а также при возмущенных геомагнитных условиях, в частности во время геомагнитных бурь и суббурь. В качестве моделей ионосферы для вычисления поправок (ионосферных задержек) в современных навигационных системах используются статистические модели, полученные в результате анализа большого количества серий наблюдений. Такие модели не могут обеспечить высокую точность определения местоположения объекта при возмущениях ионосферы, а также в высоких широтах. Получаемые по статистической модели параметры ионосферы, используемые при определении ионосферных задержек спутниковых сигналов, могут быть скорректированы с помощью самосогласованной физико-математической модели ионосферы. В качестве такой модели авторы предлагают использовать глобальную численную самосогласованную модель верхней атмосферы Земли UAM (Upper Atmosphere Model), учитывающую высыпания энергичных частиц и продольные токи в авроральных областях и адекватно воспроизводящую поведение ионосферы в высоких широтах при различных геофизических условиях.
Печатная ссылка: Золотов О. В., Романовская Ю. В. Математическое моделирование верхней атмосферы Земли: аспект обеспечения транспортной инфраструктуры // Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 4. C. 774-779.
Электронная ссылка: Золотов О. В., Романовская Ю. В. Математическое моделирование верхней атмосферы Земли: аспект обеспечения транспортной инфраструктуры // Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 4. C. 774-779. URL: http://vestnik.mstu.edu.ru/v19_4_n68/12_Zolotov_774_779.pdf.
(на русск., cтр.6, ссылок 18, Adobe PDF)