Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Архив

Редакция журнала «Вестник МГТУ» поддерживает политику открытого доступа «Open Access», что позволяет пользователям бесплатно и неограниченно использовать тексты научных статей (читать, загружать, копировать, распространять) при условии указания авторства.

Издание "Вестник МГТУ" доступно на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 3.0 Непортированная.

Монинец С. Ю., Баженова А. И.

Роль прогнозирования рисков в обеспечении безопасности судоходства в сложных климатических условиях

DOI: 10.21443/1560-9278-2018-21-4-558-565

PDFЧитать

Аннотация. Вопрос освоения Арктического региона в настоящее время особенно актуален. Арктический шельф привлекателен месторождениями углеводородов, а Северный морской путь (СМП) остается важнейшей транспортной магистралью, связывающей Азию и Европу. Однако суровый арктический климат не способствует интенсивному освоению севера, а даже несет в себе определенные опасности. Наиболее остро эта проблема стоит в восточном секторе Арктики и на акваториях Дальнего Востока (регионов со слаборазвитой инфраструктурой). Типичными для северных широт являются аварии, связанные с ледовой обстановкой (самые опасные из них – обледенения судов). Из-за значительной удаленности портов друг от друга время реагирования в чрезвычайной ситуации (ЧС) трудно привести к нормативному показателю. Создание плотной сети спасательных формирований требует неоправданно больших финансовых вложений. Поэтому в качестве базовой меры для совершенствования существующей системы реагирования в ЧС предложено использовать оценку рисков. Обоснована необходимость улучшения методик по оценке риска, учитывающих пространственные и временные изменения. Проведен анализ факторов, в значительной степени определяющих уровень риска; указаны примеры риск-образующих факторов. Рассмотрен синергетический и нейтрализующий эффект риск-образующих факторов. Обоснована привязка рисков к определенной местности. На основе данных СМИ проанализирована авария траулера "Восток", случившаяся в январе 2018 г. в Японском море. Выделены критерии и граничные условия моделирования. Построены карты вероятности обледенения на момент аварии. Проведена оценка рисков, возникших в ходе аварии траулера "Восток", с использованием компьютерных погодных моделей. Построены карты распределения рисков. Сделаны выводы о применимости указанного подхода к решению проблемы реагирования в ЧС и необходимости его дальнейшего совершенствования.

Печатная ссылка: Монинец С. Ю., Баженова А. И. Роль прогнозирования рисков в обеспечении безопасности судоходства в сложных климатических условиях // Вестник МГТУ. 2018. Т. 21, № 4. C. 558-565.

Электронная ссылка: Монинец С. Ю., Баженова А. И. Роль прогнозирования рисков в обеспечении безопасности судоходства в сложных климатических условиях // Вестник МГТУ. 2018. Т. 21, № 4. C. 558-565. URL: http://vestnik.mstu.edu.ru/v21_4_n77/04_moninets_558-565.pdf.

(на русск., cтр.7, рис. 2, табл 2, ссылок 5, adobePDF, 266 КБ)