Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Архив

Редакция журнала «Вестник МГТУ» поддерживает политику открытого доступа «Open Access», что позволяет пользователям бесплатно и неограниченно использовать тексты научных статей (читать, загружать, копировать, распространять) при условии указания авторства.

Издание "Вестник МГТУ" доступно на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 3.0 Непортированная.

Базарский О. В., Кочетова Ж. Ю.

Модель испарения капель керосина в атмосфере и загрязнения грунтов приаэродромной территории

DOI: 10.21443/1560-9278-2019-22-1-64-71

PDFЧитать

Аннотация. Загрязнение грунтов приаэродромных территорий обусловлено образованием и рассеиванием капель керосина при его неполном сгорании в форсажном режиме работы двигателя самолета. При постоянном воздействии на объекты окружающей среды даже небольших количеств несгоревшего топлива в течение десятилетий эксплуатации аэродромов (прежде всего военных) вклад этой составляющей в загрязнение грунтов становится не менее значимым, чем при аварийных сбросах. Описание каплеобразования керосина основано на том факте, что отработавшие газы авиационных двигателей и дренажных систем не могут конденсироваться, так как находятся при температурах выше критической температуры для керосина. В процессе конденсации они должны перейти в парообразное состояние. Охлаждение отработавших газов и конденсация паров керосина происходит в спутном следе самолета с высоким уровнем турбулентности потоков воздуха. В результате формируются газодинамические образования, имеющие различные массы, которые при достижении температуры конденсации превращаются в капли жидкого керосина. С учетом множества случайных процессов, возникающих при турбулентном охлаждении керосина, распределение капель по размерам является нормальным. Построенная математическая модель загрязнения грунтов территорий керосином между ближайшими приводными радиомаяками аэродрома показывает, что экологически опасное загрязнение наблюдается на расстоянии до 100 м от края взлетно-посадочной полосы. В ходе исследования грунтов приаэродромной территории аэродрома "Балтимор" (г. Воронеж) определено, что ближайший жилой район расположен на расстоянии 1,8 км от взлетно-посадочной полосы, где уровень загрязнения грунтов керосином определяется ниже его ПДК. В южном направлении от аэродрома на расстоянии 300–1 500 м находится дачный поселок с преобладающим типом почвогрунтов – черноземом, в котором происходит накопление керосина; его ПДК в этом районе превышено в 4–12 раз. Получено достаточно полное совпадение расчетных и экспериментальных данных (R = 0,81), несмотря на то что в теоретических расчетах не были учтены изменения высоты полетов самолетов

Ключевые слова: математическая модель, испарение капель, керосин, приаэродромная территория, загрязнение грунтов; mathematical model, evaporation of droplets, kerosene, around-airfield territory, pollution of soils

Печатная ссылка: Базарский О. В., Кочетова Ж. Ю. Модель испарения капель керосина в атмосфере и загрязнения грунтов приаэродромной территории // Вестник МГТУ. 2019. Т. 22, № 1. C. 64-71.

Электронная ссылка: Базарский О. В., Кочетова Ж. Ю. Модель испарения капель керосина в атмосфере и загрязнения грунтов приаэродромной территории // Вестник МГТУ. 2019. Т. 22, № 1. C. 64-71. URL: http://vestnik.mstu.edu.ru/v22_1_n78/06_Bazarsky_64_71.pdf.

(на русск., cтр.8, рис. 3, табл 1, ссылок 12, Adobe PDF)