ВЕСТНИК МГТУ

т.3 2000

Выпуск 3

Русская версия
English version

(C) Мурманский Государственный Технический Университет, 2000

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Философия

 

Каратаева Л.Н. Трактовка субстанциального единства права и нравственности в "Философии права" Гегеля

В статье рассматривается проблема отношения личности и общества, права и нравственности. Автор анализирует особенности гегелевской философии права, говорит о необходимости принимать во внимание разработку этих вопросов в немецкой классической философии, т.к. принцип свободы - важнейшая гуманистическая ценность.

(на русск., стр.6, ссылок 4, MS Word 95, WinZIP 13.5 Kb)

 

Кузнецов А.В. Позднеэллиннистические истоки средневековой концепции материи

В представленной работе рассмотрены идеи средневековой философии во взглядах на понятие материи. Проведен тщательный анализ влияния идей древнегреческих мыслителей Аристотеля, Платона, Демокрита и других на формирование и развитие философских школ и направлений эпохи Возрождения и предшествующего периода.

(на русск., стр.8, ссылок 14, MS Word 95, WinZIP 19.5 Kb)

 

Лисанюк Е.Н. Учение о мысленном языке в средневековой философии

В работе рассматривается развитие концепции мысленного языка в средневековой философии: от чисто гносеологической к теологической и символически-инструментальной. Показаны две тенденции этого развития, в рамках которых в XIII-XIV вв. обсуждались проблемы универсального характера мышления и его отношения к языку: теологическая, ведущая свое начало от Августина, и логическая, родоначальником которой был Боэций.

(на русск., стр.10, ссылок 19, MS Word 95, WinZIP 24.5 Kb)

 

Лукичева И.А. Социальная философия Просвещения об "искусственности" общественно-исторического существования человека

В работе рассматриваются взгляды теоретиков социальной философии и философии истории Просвещения на проблему соотношения искусственного и естественного в общественной реальности. На основе сравнения и анализа социально-философских теорий ведущих философов Просвещения выявлено своеобразие их взглядов на искусственность общественно-исторического существования человека как объективно существующую по отношению к индивидам данность.

(на русск., стр.14, ссылок 14, MS Word 95, WinZIP 29 Kb)

 

Мачкарина О.Д. Русско-немецкий философский диалог

Предлагаемое историко-философское исследование посвящено проблемам диалога русской и немецкой философской мысли, начатого еще в XVIII в. и являющегося актуальным на рубеже XX - XXI вв., когда научно-технический прогресс проявил себя во всем своем многообразии. В статье на основе сравнительно-исторического анализа представляются сформировавшиеся в русской философии конца XIX - начала ХХ веков концепции личности, исследуются предпосылки и основные этапы диалога русских мыслителей с немецкими: Кантом, Шеллингом, Гегелем, Фейербахом, Ницше. В работе подчеркиваются глубинные основы различий форм функционирования философской мысли России и Германии, представляются особенности восприятия и осмысления этих идей русскими философами по проблеме личности, обращается внимание на противоречивость процесса становления русской духовной традиции, отмечается, что русская философская мысль, самостоятельно искавшая пути духовного освобождения личности во многом восприняла идеи немецкой философии как своеобразную точку отсчета в становлении новой системы ценностей.

(на русск., стр.16, ссылок 17, MS Word 95, WinZIP 36.5 Kb)

 

Нешатаев И.Г. Развитие свободы личности в философии Гегеля

В данной статье на основе подхода Гегеля к свободе как принципу философии проанализированы вопросы соотношения свободы и личности, единства человеческого духа с природой, раскрыта логика суждений представленной Гегелем истории познания человеком собственной свободы: "человек свободен" - "свобода есть независимость от другого" - "свобода человека состоит в тождестве меня с другим, когда другой также свободен и мной признается свободным". В работе проанализированы положения гегелевской концепции культуры как реализации развития свободы мышления, дано подтверждение близости методологических подходов немецкого философа, позволяющих раскрыть природу духовной культуры, со взглядами русских мыслителей XIX - начала XX вв.

(на русск., стр.12, ссылок 12, MS Word 95, WinZIP 25.7 Kb)

 

Толмачева Т.В. Иисус Христос в учении валентиниан II века нашей эры

Cтатья посвящена одному из определяющих вопросов христианства: вопросу о божественном и человеческом в Иисусе Христе. Учение валентинианства - раннехристианской ереси II века нашей эры - решает этот вопрос не так, как ортодоксальное христианство, что определяет иной подход ко многим философским и теологическим проблемам этой религии. Этот подход обусловил и создание иной структуры церкви у валентиниан - "Церкви Высшего Семени".

(на русск., стр.6, ссылок 7, MS Word 95, WinZIP 16.1 Kb)

 

Басин А.А. Кант и завершение классической формы "юридического мировоззрения" в социальной философии

В статье анализируется социальная философия и философия истории И. Канта, явившиеся своеобразным завершением юридического мировоззрения в его классической форме и ознаменовавшие начало разложения этой формы. Показано, что юридическое мировоззрение окончательно утратило в философии Канта не только претензии на универсализм в объяснении общественного устройства, но и иллюзии автономии и самодостаточности права. "Завершение" классического юридического мировоззрения в социальной философии Канта стало максимальным развитием и осуществлением его принципов, установок и возможностей. Одновременно оно стало границей, фиксирующей начало перехода к новой эпохе истории западноевропейской философии.

(на русск., стр.14, ссылок 9, MS Word 95, WinZIP 29.6 Kb)

 

Никонов О.А. Принцип дополнительности и специальная теория относительности

В работе рассматривается философское значение одного из важнейших методологических принципов физики - принципа дополнительности - в процессе интерпретации основных положений специальной теории относительности, связанных с понятиями пространства и времени.

(на русск., стр.4, ссылок 7, MS Word 95, WinZIP 9.1 Kb)

 

Лутонина С.Г. Историко-философские взгляды М.М.Филиппова

Статья содержит анализ историко-философских взглядов М.М.Филиппова на развитие общества, философии, науки и исторический процесс. В условиях правительственной реакции Филиппов одним из первых начал открыто пропагандировать на страницах своего журнала идеи марксизма и новейшие достижения научной мысли. Свои историко-философские работы он посвятил наиболее актуальным проблемам развития русской науки и философии. Заслугой М.М.Филиппова стали работы, раскрывающие роль философских кружков и внеуниверситетской философии в развитии русской философии. Он одним из первых исследовал влияние западноевропейской философии на русскую культуру и философию.

(на русск., стр.6, ссылок 5, MS Word 95, WinZIP 13.7 Kb)

 

Никулина Н.Н. К вопросу нравственного прогресса в философской концепции Н.В.Шелгунова

В статье анализируется одна из самых актуальных проблем русской философии середины XIX века - проблема общественного прогресса, которая получила наиболее яркое отражение в творчестве "шестидесятников". Школа Чернышевского неоднократно была объектом философских, лингвистических, социологических и других исследований. Но если имена таких общественных деятелей, как Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев хорошо известны, то имя Н.В.Шелгунова, одного из самых ярких представителей данной школы, долгое время незаслуженно оставалось в тени и было мало известно современной общественности. В статье предпринята попытка рассмотреть один из аспектов многогранного творчества Н.В.Шелгунова, который внес огромный вклад в развитие русской философской мысли. Проблема общественного прогресса занимает центральное место в творчестве Шелгунова. В статье подчеркивается, что взгляды русского мыслителя позволили ему создать четкую систему, в которой общественный прогресс является результатом двух взаимосвязанных процессов: социально-экономическое развитие государства и нравственное совершенствование общества. Одним из самых важных философских выводов является утверждение Шелгунова о том, что социальный прогресс неизбежно влечет за собой прогресс нравственный, что основы семейного воспитания, создание новой высокоэффективной системы образования и формирование нового нравственного идеала помогут создать в России прогрессивное общество.

(на русск., стр.8, ссылок 15, MS Word 95, WinZIP 16.9 Kb)

 

Павлов С.И. Теория русского социализма А.И.Герцена

В статье раскрывается учение А.И.Герцена о "русском социализме" как национальном варианте начавшегося "пересоздания общества". Пересоздание призвано трансформировать человечество в четвертую формацию, которую, возможно, будет структурировать идея социализма. Анализируются герценовские проекты преобразования различных сфер российского общества, разработанные в противовес правительственным реформам 1861 г. Показано видение мыслителем социалистической России как конфедеративного, либерально-демократического общественного устройства, развивающегося на основе ассоциаций производителей, самоуправления, товарно-денежных отношений, конкуренции различных форм собственности, в том числе частной. Осуществляется сравнительный анализ герценовского и русского христианского социализма.

(на русск., стр.16, ссылок 45, MS Word 95, WinZIP 35.3 Kb)

 

Савельева И.Ю. Формирование концепции личности в философском наследии Д.И.Писарева

Труды Д.И.Писарева, как и других русских мыслителей направления, выраженного в журналах "Современник" и "Русское слово", явились значительным этапом в разработке проблемы личности. Философы этого направления утверждали материалистический подход к выявлению сущности личности, форм ее функционирования и развития. Личность рассматривалась как "служительница времени и исторической необходимости", она характеризовалась в связи с социальной средой. Методологически важным явилось применение ими системы "личность - среда" к объяснению многообразных явлений общественной жизни. Такая система позволила отвергнуть чисто биологические построения френологии, психофизический параллелизм - дуализм души и тела, найти подлинные естественнонаучные и социальные основания развития личности.

(на русск., стр.6, ссылок 9, MS Word 95, WinZIP 15 Kb)

 

Тучкова Т.В. Феномены национального сознания как предмет исследования философии русского зарубежья

В статье рассматриваются феномены национального сознания и самосознания русского народа, изложенные в трудах философов русского зарубежья. Установлена взаимосвязь между представлениями философов первой половины ХХ века о сущности и различных аспектах национального бытия России и интерпретацией ее национальных проблем современными исследователями.

(на русск., стр.6, ссылок 11, MS Word 95, WinZIP 16.3 Kb)

 

Чистякова Т.Л. Проблема личности в философии славянофилов и западников

Автор анализирует, как рассматривали проблему личности две противоположные философские школы: славянофилы и западники. Особое внимание уделяется тому факту, что оба идейно-философских течения оформились и сосуществовали в России первой половины XIX века, будучи разработанными мыслителями одной эпохи.

(на русск., стр.4, ссылок 8, MS Word 95, WinZIP 13.1 Kb)

 

Келлер Г.С. Евразийство в контексте отечественной философской и общественно-политической мысли

В статье представлен анализ философии русской истории, оформившейся в рамках философско-политического движения евразийства. Дается общая характеристика этого движения, освещается генезис и основные принципы историко-философской концепции евразийцев. Основное внимание автор сосредотачивает на раскрытии ключевой для евразийства проблемы самобытности исторического пути и культуры России и анализе базовой в интеллектуальном поле евразийства идеи связи географического ландшафта с историей. Методология исследования представляет собой синтез системного и сравнительного подходов.

(на русск., стр.8, ссылок 13, MS Word 95, WinZIP 19 Kb)

 

Чистякова Т.Л. Славянофилы и неославянофилы. А.Хомяков, Н.Данилевский, К.Леонтьев

Статья посвящена анализу взглядов славянофилов XIX в. на развитие русской философии и культуры. Большое внимание уделено исследованию взаимосвязи и взаимовлияния русской и немецкой философских школ. Тщательно прослежена эволюция русской философии от славянофилов до неославянофилов с подробным рассмотрением основных факторов, влиявших на этот процесс.

(на русск., стр.10, ссылок 5, MS Word 95, WinZIP 23.3 Kb)

 

Перов В.Ю. Этика без религии (Критика религиозного обоснования морали)

В статье обсуждается актуальный для современной ситуации в России вопрос религиозного обоснования нравственности. Рассматриваются четыре логически возможных способа взаимоотношений между нравственностью и религиозностью, и доказывается, что нравственность не только не может быть основана на абсолютных нравственных нормах и ценностях, но и то, что в рамках религиозной этики фактически оправдывается этика господства и подчинения, разрушающей основания нравственности в положительном смысле.

(на русск., стр.10, ссылок 11, MS Word 95, WinZIP 23.6 Kb)

 

Рябинина Т.В. К вопросу о генезисе русской эротической философии "серебряного века"

В статье с позиций системного анализа рассматриваются основные теоретические источники и социально-культурные предпосылки отечественной эротической философии конца ХIХ - начала ХХ веков. Выделяя сущностные характеристики русской философии любви и пола "серебряного века", автор представляет ее как органическую часть мировой философии любви и как продукт многовековой русской эротической культуры.

(на русск., стр.6, ссылок 7, MS Word 95, WinZIP 15.9 Kb)

 

Бобровник Е.А. Изменения в положении российских женщин во второй половине XVIII в. в контексте социализации дворянства

В статье исследуются социально-политические и экономические причины освобождении личности женщины в России во второй половине XVIII века, когда возникла и получила дальнейшее развитие философия русского просвещения.

(на русск., стр.3, ссылок 5, MS Word 95, WinZIP 8.9 Kb)

 

Главная страница МГТУ К началу этой страницы Главная страница Вестника МГТУ